Диалог

Уважаемые читатели! Представляем вашему вниманию новый цикл рассказов “Байки о бизнесе”. Автором цикла является Инна Тавлуй, консультант по системному бизнесу, управляющий партнер компании RIVENA.

Вступление

Серия баек о бизнесе — это живые истории из жизни собственников и
ТОП-менеджмента. В них читатель сможет легко найти себя, своих партнеров,
ситуации, с которыми сталкиваешься день ото дня, ведь проблемы в украинских
компаниях так похожи! А самое важное: байки иллюстрируют наглядность
ситуации в ее сегодняшнем положении, заставляя задуматься, и дают готовые
решения к внедрению, если выбор сделан…

Байка “Диалог” отражает типичные ошибки в управлении для большинства
отечественных компаний. Основная причина их — в отсутствии управленческой
функции в принципе. То, что практикуется — не более чем авторитарное ручное
правление. На этапе становления бизнеса этот инструмент оправдан, но при
дальнейшем развитии он является неизменным тормозом: для компании, для
собственника, для каждого сотрудника.

Развивать компанию или продолжать “управлять” вслепую? Замыкать все функции
на себе или вовлечь сотрудников? Включаться в решение стратегических
вопросов или продолжать заниматься администрированием?
Это твой бизнес и ты вправе сделать СВОЙ ВЫБОР.

* * *

Борис:
Саня, как я рад тебя видеть! Заходи, садись. Что будешь: чай, кофе? Может, чего покрепче?

Александр (пожимая протянутую руку и с удовольствием растягиваясь в кресле):
Давай кофе, черный, крепкий. Я за рулем.

Борис (плюхнувшись на свое кресло и распорядившись насчет кофе):
Ну, рассказывай: как ты, как бизнес? Слышал, в “пятерку” вошел… И это за три года работы! (Звонит мобильный телефон.) Извини, отвечу.

…Таможню я сказал оплатить еще на прошлой неделе, пусть проверят еще раз!..
Извини, Саня: товар держат, а этот идиот-брокер сидит там полдня и никакого толку, хоть бери да сам езжай. У тебя тоже такие уроды работают? Еще зарплатой всегда недовольны! Где нормальных-то взять? Видно, у тебя все в порядке, если в “пятерку” так легко вошел ☺……

Александр:
Да у меня тоже не все просто. Кому сейчас легко? Просто стараюсь эффективно использовать свое время: и удерживать позицию в рейтинге, и новое производство открыл — теперь вникаю во все мелочи, тут еще дети с подростковыми заездами, да много чего. И собой хочется заняться: в этом году впервые подводное ружье взял в руки…

Борис:
Ружье…(Звонит телефон.)
…Алло! Слушаю! Ну и что я могу тебе сказать? Проверь, какой у него долг с прошлого года… ну… Так что за вопросы могут быть? Мне вешать эту дебиторку на тебя? Да мне проще тебя уволить! Андрей, голову включай! Ты же с него два года долги выбить не можешь! Послушай, у тебя клиентов сотни, у тебя должность — директор по продажам! Ты мне по каждому звонить будешь или просто достать меня хочешь? (Бросает трубку.)
Одно и тоже! Каждый день!! Каждый час!!! Ружье… Ой, Саня, мне бы твои проблемы…

Александр:
А зачем ты позволяешь им собой манипулировать? Ты не видишь, что происходит? Со стороны глянь: за результат несет ответственность тот, кто принимает решение, а ВСЕ решения принимаешь ТЫ! Значит, ТЫ за все и ОТВЕЧАЕШЬ. И нет других виноватых — ты позволил им не думать, а значит, и не работать. Они просто механически выполняют твои поручения, не неся ответственность. А зарплату платишь рыночную, как управленцам, специалистам? Ты кому услугу такую делаешь? Сотрудникам своим? Нет, ты же их думать отучил. Бизнесу своему? Нет, ты же его не построил даже: сам все нити держишь. А удержать сколько сумеешь? Ладно, пять лет назад, когда ты начинал, по-другому бизнес с нуля не строился. Все сам делал, доверить не мог никому, и это ТОГДА БЫЛО ПРАВИЛЬНО: лучше бы никто и не справился. Но теперь тебе нужно удерживать объем, быть твердым и еще активничать на рынке, иначе съедят.

Борис:
Да согласен я с тобой! Но как я могу не решать вопрос с таможней, если уже четырех брокеров поменял — и те же проблемы. А если я сейчас не включусь — у меня товар зависнет, и кому я хуже сделаю?! Перебиться чужим не смогу — деньги все в обороте, клиентам не дам — уйдут. А конкурентов — пруд пруди…

Александр:
В том-то и дело, что при конкуренции выживает тот, кто не только брендом свой мыльный пузырь надул, но и внутренности в порядок привел, ядро построил. Другого ж не бывает. При ручном управлении ты очень скоро лопнешь. И так выжил пять лет ценой собственного здоровья. А что нажил? В чем устойчивость твоего бизнеса?

Борис (Не успевает ответить, как вновь звонит телефон. Подавив колоритное междометие, отвечает):
Марина Степановна, слушаю. Да. На таможне платеж найти не могут. Как не платили? Да вы соображаете, что говорите? Я Вам русским языком на прошлой неделе сказал оплатить. Когда? Мы в коридоре встретились, и я сказал о товаре и о том, что это нужно сделать. Вы не понимаете, какие последствия?! Тут не понимать — думать нужно!!! А знаете, как мы поступим: я Вас уволю, и прекратим разговор!
(Предусмотрительно бросив трубку, разражается тирадой в адрес Марины Степановны…)

Александр:
Боря! Остынь! Посмотри на ситуацию со стороны. Впереди выходные и до понедельника ты ничего не сможешь изменить. Бизнес — это всего лишь часть жизни, амбициозная, захватывающая, но всего лишь часть… Остановись. Приведи эту часть в порядок, и она только усилит тебя. Ведь на самом деле бухгалтер не должен получать указание в коридорах, тем более — относительно таких значимых вещей. Это несерьезный подход. В конце концов, она живой человек и могла не придать значения наспех брошенным фразам. А для тебя они оказались критичны. Ты ее уволил… Вот теперь потрать время на подбор нового человека, и еще прими как дань три месяца его адаптации к новому месту работы. А еще у тебя нет никакой уверенности, что каждый новый сотрудник будет лучше предыдущего. И вспомни о том, что самый большой дефицит на рынке — это дефицит кадров. Получили накатанный ком проблем, а начался он с одной “снежки”, которую ты сам слепил, своими руками. Именно поэтому и считается: текучесть кадров — это первый признак непрофессионального управления.

Борис (со вздохом):
Все ты правильно говоришь. Я читал об этом — болезнь роста бизнеса. Когда мышцы нарастить сумели, а как ими управлять — никто не знает. Ею болеют компании, которым исполнилось 3-5 лет и численность персонала в которых больше 20-ти человек. Мне говорили, что есть программы для клиентов, для логистики — вот они и разбираются со всем этим. Ну, теперь займусь: куплю программу, возьму консультантов, пусть мне все сделают.

Александр:
Снова не туда. Ты хочешь надеть программный продукт на хаос. А на выходе ЧТО ожидаешь? Дело не в программных продуктах, дело не в консультантах — в тебе! Пока ТЫ САМ не поймешь, что ручное управление — без будущего, пока ТЫ САМ не перестанешь работать за своих сотрудников, пока ТЫ САМ не включишься в создание порядка в своем бизнесе — ты выбросишь деньги, потеряешь время, и проиграешь.

Борис:
Но у меня нет времени. Если я займусь порядком — все остановится.

Александр:
А если ты не займешься порядком — все умрет! Для компаний, переживающих болезнь роста, возможны два пути: или их мыльные пузыри лопаются, или они делают небольшую остановку для перехода от количества к качеству. Во всем. В слаженной организационной структуре своего бизнеса. В клиентах. В поставщиках. В планировании. В контроле. В персонале. Создается система, которая устойчива, управляема и что самое приятное — она увеличивает стоимость твоего бизнеса на 30%. Потому что инвесторы не покупают “кота в мешке” — им нужно развернуть и показать качество внутри упаковки.

Борис:
Я не умею этого делать и ничего в этом не понимаю. Как у тебя эта система работает?

Александр:
Ну, во-первых, “эта система” — это и есть твой бизнес, только структурированный, понятный, прежде всего, тебе самому и всем твоим сотрудникам. Революции не произойдет. Но общий хаос и аврал нужно разложить на элементы, из которых они состоят. Смотри.
(Александр рисует схему на бумаге):

Ядро компании составляет организационная структура. Ее основная функция — разделить зоны ответственности и уровни управления соответственно. Каждый должен выполнять свои задачи: кто-то принимает решения, кто-то их утверждает, а кто-то исполняет. И очень важно, чтобы и сотрудник и его начальник одинаково понимали место каждого в структуре компании.
Идем дальше… Бизнес состоит из отдельных процессов. Первое — это основные процессы, обеспечивающие производственный цикл (будь то выпуск продукции, или торговля, или предоставление услуг — разницы нет) и являющиеся фундаментом бизнеса. Второе — процессы управления, основные из которых — планирование развития компании и контроль исполнения. Именно процессы управления пронизывают все функции, соединяют все необходимые ресурсы и подчиняют каждого сотрудника единой Стратегической цели. Но мало задать цель, нужно постоянно отслеживать ее приближение, дробя на мелкие мероприятия и контролируя их выполнение каждым рядовым сотрудником.

А для того, чтобы каждый рядовой из пассивного исполнителя превратился в энтузиаста-профессионала, должна быть включена система мотивации: постоянная и переменная составляющая заработной платы, в привязке к результату работы; обучение; корпоративная культура; внутренние соревнования и поощрения.

При построении системного бизнеса эти элементы будут изменены. И вместо единоначального ручного управления заработают ВСЕ шестеренки твоего бизнес-механизма, каждый на своем месте, неся ответственность за результат. А чтобы всякий четко знал свое место и свои задачи, все процессы должны быть ПРОПИСАНЫ и СОГЛАСОВАНЫ между тобой и сотрудниками. Это исключит дублирование функций друг друга, внесет ясность “кто где” и “кто за что отвечает”. По сути, мы говорим о Правилах игры твоего бизнеса для сотрудников и Инструкции пользователя и рассматриваем бизнес как товар, который можно дорого продать или получить под него дешевые деньги. Бизнес без Инструкции — это “кот в мешке” для инвестора, и цена его — соответствующая. А без Правил игры твои сотрудники то и дело лбами сталкиваются или бегут в разные стороны… Хаос… Но ценности точно не создают своими разрозненными действиями.

Борис:
Сколько времени займет создание системного бизнеса?

Александр:
Думаю, это зависит от количества персонала. Потому что не достаточно описать систему, важно ее ВНЕДРИТЬ, сделать инструментом пользования на всех уровнях: от управляющего до рядового сотрудника. Именно ТЫ ЗАИНТЕРЕСОВАН в системном бизнесе, следовательно, именно ты и должен организовать его создание. Твоя роль Лидера в компании должна быть неоспорима. И главное: Тебе, как никому другому, должен быть понятен и удобен системный подход, потому что это единственный путь, при котором из администратора ты можешь стать СТРАТЕГОМ. А когда сам убедишься в твердости своего бизнеса — спокойно отдашь его в управление наемному ТОПу, а сам займешься новыми направлениями. Болото ручного правления засасывает. Имей силы вырваться и войти в чистую воду!

Так что САМ решай: КУДА ИДЕШЬ! Выбор всегда есть!

Продолжение следует…


Теги: , , , , ,

Похожие истории:

Статья размещена пятница, октябрь 31st, 2008 at 3:00 pm в категории Байки о бизнесе. RSS комментраиев: RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий или trackback с Вашего сайта.

комментариев - 2

Константин Соловьенко
 1 

Правильная байка. Браво, Инна! К сожалению, у нас действительно много таких предприятий, как у Бориса :(

ноябрь 4th, 2008 at 10:38 am
Инна Тавлуй
 2 

Спасибо, Константин. Байки – это реальные истории и сами управленцы могут посмотреть на себя со стороны. А особенно такой “взгляд” полезен в этот непростой период. Я убеждена, что выживут те компании, которые упорядочили свое внутреннее ядро или сделают это первым пунктом антикризисной программы и успеют оптимизироваться!!!

ноябрь 5th, 2008 at 9:56 pm

Ваш комментарий

Имя (*)
E-mail (не будет публиковаться) (*)
URI
Комментарий